В далёком сибирском городе Ишим в 2004 году был открыт необычный памятник. На нём изображена молодая девушка в грубой крестьянской одежде, с посохом в руке и образом Божией Матери на груди. На постаменте надпись: «Прасковье Лупполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Автор памятника, известный русский скульптор Вячеслав Клыков, сказал: «Дай Бог, чтобы, глядя на этот памятник, все мы, бабушки, дедушки, матери, отцы, дети, внуки воспитывались на этой любви к своему роду, к своей семье! А от этого, как естественное следствие, – любовь к малой родине и к нашей великой России». ДОБРАЯ ДОЧЬ Прасковья Лупполова родилась в 1784 году в Малороссии, в Елисаветграде (ныне – город Кировоград), где её отец - Григорий Лупполов, дворянин из благородного шляхетского рода, по трагическому стечению обстоятельств, был обвинён в воровстве и растрате казённого имущества, лишён всех чинов и званий и сослан в далёкую, холодную Сибирь. Вместе с женой и 13-летней дочерью Парашей он поселился в ветхой лачужке в деревне Жиляковка под Ишимом Тобольской губернии. Семья буквально бедствовала: холод, голод, отчаяние и безнадежность сковали Лупполовых мёрзлыми железными кандалами. Параша, чтобы как-то помочь отцу, не только сама вела хозяйство, но и нанималась на любую, даже самую тяжёлую работу. С ранней юности она отличалась трудолюбием и усердием, была большой рукодельницей: даже играя с подружками в горелки, на бегу вязала чулок. Прасковья была послушной дочерью и всегда почитала отца и мать, ни в чём не переча их воле, даже в мелочах. «МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ» Параша была очень набожна, и только вера в Господа и Божественный Промысел не давали пасть духом. Девушка постоянно ходила в Богоявленский собор Ишима, где много и сердечно молилась о своём несчастном отце. Слёзно Прасковья молилась Господу и Его Пречистой Матери, когда решилась отправиться в Петербург искать милости у царя, веря, что царь – прежде всего, добрый человек, и способен понять её горе. Родители долго отказывались отпускать дочь в опасную дорогу, но она верила Господу и предстательству Божией Матери, верила в помощь хороших и добрых людей. 8 сентября 1803 года в праздник Рождества Божией Матери Прасковья Лупполова, получив благословение родителей, отправилась в путь. С собой у неё был серебряный рубль и образ Божией Матери. Путь растянулся почти на целый год. Она шла пешком, плыла на баржах, ехала с обозами. Как добиралась, какие тяготы и испытания перенесла – только Бог ведает. Много раз девушка оказывалась на краю гибели. Однажды её застала страшная гроза, и Параша целую ночь простояла в лесу под сосной, дрожа от страха и уповая только на Господа. «Бог жив – жива и душа моя» – повторяла она и верила, что Господь не оставит. В какой-то деревне на Парашу набросились собаки и чуть не растерзали до смерти. На пустынной просёлочной дороге напали разбойники, хотели ограбить и убить. Но не найдя при ней ничего ценного и выслушав рассказ, они настолько поразились мужеству и стойкости этой хрупкой девушки, что накормили её и проводили до безопасного места. ОТ ХРАМА К ХРАМУ В одном селе её, голодную и уставшую, промокшую, в рваной грязной одежде не захотели пустить ни в один дом. Она насилу дошла до церкви на краю села и в изнеможении опустилась на ступени. Стала горячо молиться, и Матерь Божия услышала. Подошли женщины из села и расспросили о беде, затем позвали старосту, которому Параша показала свой паспорт. Так шла она по пыльным и грязным дорогам России: от города к городу, от села к селу, от храма к храму. «Меня ведёт Бог», – постоянно повторяла она. Миновав Уральские горы, Пермь и Казань, Прасковья Лупполова добралась до Нижнего Новгорода. Здесь она нашла временное пристанище в Крестовоздвиженском женском монастыре. Здесь же дала обет, если Господь сподобит её благополучно завершить начатое дело, то оставшуюся жизнь она посвятит только Ему. В августе 1804 года Параша добралась до Петербурга. Это случилось накануне праздника Преображения Господня. Путь был окончен, но дело ещё не решено. ЦАРЬ-БАТЮШКА Северная столица приняла Парашу очень неласково, она столкнулась с непреодолимым равнодушием чиновников и вельмож. Её отовсюду гнали, просьбы и ходатайства не имели никакого успеха. Однажды кто-то подсказал Параше просить милости у одного высокопоставленного сановника, и она каждый день стала ходить к Сенату, безуспешно ожидая отклика на свою просьбу. Казалось, что надеяться уже не на что. Но Господь и Матерь Божия не оставили девушку. О её необычной истории стали говорить в свете, и вскоре Параша попала на прием к государю Александру I. Когда Прасковью спросили, в чём виноват её отец, она ответила с твердой внутренней убеждённостью: «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей». Поражённый до глубины души столь редким подвигом дочерней любви и преданности, царь-батюшка оказал Параше великую милость. Дело её отца было пересмотрено, и ссыльный Григорий Лупполов прощён. Государь благосклонно разрешил всему семейству вернуться из Сибири и поселиться во Владимире. Самой Параше был назначен пансион в 2000 рублей. В свете пошли разговоры о том, что она может стать одной из самых богатых и завидных невест Петербурга. Прасковья была недурна собой, у неё было очень приятное лицо, сдержанная манера поведения, лёгкий, приятный разговор. Её благосклонности начали искать не только низшие чиновники, но даже министры! Однако Параша отклонила все предложения. Она спешила исполнить свою давнюю мечту – съездить в Киев, поклониться великим святыням и испросить благословения ещё на один подвиг – иноческий. В отказе выйти замуж скрывалась и ещё одна причина: она переживала, что в случае замужества отца лишат назначенного пансиона, и он снова станет бедствовать. БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА Путешествие из Сибири в столицу, полное тягот и лишений, основательно подорвало здоровье Параши, и она заболела скоротечной чахоткой. В Десятинном монастыре Великого Новгорода 4 декабря 1809 года, в память великомученицы Варвары, всего за несколько дней до своего пострига Прасковья скончалась. Ей было всего 25 лет. В свой последний день послушница Параскева вышла из кельи, посмотрела на только что выпавший белый искрящийся снег и, должно быть, вспомнила бескрайние снежные степи далёкого Ишима. Когда на следующее утро вошли в келью, то увидели, что она лежит на кровати бездыханная, и пальцы правой руки сложены для крестного знамения. «Слава Богу за всё!» Честные останки угодницы Божией Параскевы Лупполовой были похоронены в подклети Рождественского собора Десятинного монастыря. Но ни собор, ни монастырь до наших дней не сохранились. В XIX веке Параскеву Лупполову собирались канонизировать, а в XX-м стёрли из книг, словно её и не было. В большевистскую эпоху подвиг Параши ради блага отца перестал считаться подвигом. К тому же, история отважной сибирячки показывала, насколько близка была в царской России связь между государем и простым народом. В светлом образе Прасковьи Лупполовой воплотились все лучшие черты русской женщины: вера, скромность, стойкость и безграничная любовь. Любовь совершенная, жертвенная, та любовь, которая изгоняет страх. Татьяна Грудкина